Вторник, 28.01.2020, 16:27 | RSS
/>
Меню сайта
Календарь
«  Январь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика сайта
счетчик посещений

Реклама

Продажа квартиры

Аренда

Ваша реклама
Главная » 2020 » Январь » 14 » О традициях
11:12
О традициях

Купание в проруби на Руси не всегда было массовым. Эта современная православная традиция имеет, как ни странно, языческие корни.

 

Есть мнение, что русский народ «испокон веков» шел на Крещение Господне купаться в проруби, что вода в этот праздник становится святой, и человек, окунувшийся в ледяную ванну, обретает здоровье. И сегодня каждый православный считает своим долгом поплескаться в крещенской проруби.

Однако по данным канала Крамола с альтернативным взглядом на окружающую действительность, так было далеко не всегда. Любопытно, что свидетельств о якобы массовом характере этого явления нет. Конечно, о самой традиции можно найти упоминания в классической литературе (например, у Куприна А.И. и Шмелёва И.С.), что на Крещение в проруби купались, но тут есть один нюанс.

В толковом словаре у Владимира Даля мы находим: «В иордани купаются, кто о святках рядился» – то есть, те, кто на святки участвовал в массовых игрищах, надевал маски, ходил колядовать, словом, грешил, как мог. И купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой – это такой способ очиститься от грехов. Другим купаться было необязательно.

 

 

Мало кто задумывается над тем, откуда пошла столь экстремальная традиция. А меж тем она имеет глубокие корни, уходящие во времена, когда христианством на Руси даже и не пахло. Славянские традиции купания в проруби восходят к временам древних скифов, которые окунали своих младенцев в ледяную воду, приучая их к суровой природе. На Руси после бани любили окунуться в ледяную воду или прыгнуть в сугроб. Вообще, купание в проруби – это часть древних языческих инициатических воинских обрядов.

Историкам известен факт, что Иван Грозный любил демонстрировать изумленным иностранным послам доблесть и удальство своих бояр: заставлял их сбрасывать шубы и весело нырять в прорубь с видом, что им это легко и просто. Причем, делал он это не в рамках православия, а именно в традициях воинских доблестей.

 

 

Церковь, будучи не в силах побороть язычество, дала им свое каноническое объяснение – православные люди повторяют процедуру «крещения Христа в Иордане». При этом купание в проруби в любые другие дни жестоко преследовалось как прямое кощунство и язычество. Вот почему Даль делает оговорку, что «купание» совершалось строго в определенное время и не всеми.

Есть ещё один любопытный момент: само мероприятие по окунанию в воду, которое называют крещением, к русскому слову «крест» отношения не имеет. Русское слово «крещение» восходит к древнерусскому «крес», означающему «огонь» (корень как в слове «кресало» – огниво, кремень для высекания огня). То есть, слово «крещение» означает «возжигание». Первоначально оно было призвано в определенном возрасте «возжечь» в человеке «искру божию», которая в нем есть от Рода. Таким образом, языческий обряд крещения означал (или закреплял) готовность человека к поприщу (военному искусству, ремеслу).

В современном русском языке остались отголоски этого обряда: «боевое крещение», «рабочее крещение». Сюда же можно отнести выражение «работать с огоньком». Разумеется, что сами обряды инициации отличались в зависимости от характера крещения: обряды посвящения в бойцы, знахари или кузнецы были разными. Поэтому слово «крещение» всегда уточняли, прибавляя слово, поясняющее, на какой статус оно, на какое поприще.

Христиане же позаимствовали это слово «крещение», добавив к нему своё пояснение – крещение водой – такое словосочетание часто можно найти в русских переводах Священного писания. Нашим предкам был очевиден абсурдный смысл этого выражения – «крещение (возжигание) водой», но мы это словосочетание воспринимаем уже как само собой разумеющееся.
Слово «крест» в значении нескольких (не обязательно двух) взаимно перекрещенных перекладин происходит от слова «крест», означавшего тип кострища (полений, сложенных определённым образом). Такое название костровой укладки потом распространилось и на любые пересечения поленьев, бревен, досок или линий. Оно изначально было (и сейчас является) синонимом к слову «крыж» (корень, как в слове «кряж» – вывороченный из земли пень с переплетенными кореньями). Следы этого слова в современном языке остались в виде названия города Крыжополь (город Креста) и в бухгалтерских профессиональных терминах «крыжик» – крестик (галочка) в ведомости, глагол «крыжить» – проверять, сверять ведомости. В других восточнославянских языках оно так и бытует (в белорусском, например, «крестоносец» – это «крыжаносец, крыжак»).

Таким образом, христиане не только позаимствовали слово для обозначения обряда, но еще и приплели к этому обряду традицию купания в проруби.

Наверное, и эта версия имеет право на существование. Однако думается, что ничего плохого в возможности закаливания организма путем ныряния в прорубь нет. Главное, к этой процедуре подготовиться заранее, а не плюхаться в купель с бухты-барахты только потому, что это модно или так принято в обществе.

Категория: Новости | Просмотров: 53 | Добавил: vodokanal
Поиск

Официальный сайт Администрации Чайковского муниципального района

Официальный сайт Региональной энергетической комиссии Пермского края

Официальный сайт zakupki.gov.ru

Новости из соседних регионов

Copyright МУП "Водоканал" © 2020 |